Бизнес просит раскрыть информацию о закупках госкомпаний
Почему госкомпании, такие как «Роснефть» и «Аэрофлот», не размещают информацию о закупках по аналогии с госучреждениями, спросил Медведева на встрече с представителями малого бизнеса в Екатеринбурге Дмитрий Юрченко из «Опоры». По его словам, малому бизнесу это позволит увеличить объемы своих продаж. Медведев пообещал «подумать над этим» (цитаты по
kremlin.ru ). Опрошенные «Ведомостями» чиновники Кремля и правительства пока не получали поручения проработать идею.
По словам президента «Деловой России» Александра Галушки, ежегодные закупки госкомпаний превышают 6 трлн руб. (оценки разных чиновников и экспертов — в пределах 5-8 трлн руб.). Сейчас госкомпании могут вовсе не публиковать информацию о закупках, хотя существуют общие рекомендации правительства и президента это делать. Госзаказчики обязаны размещать ее на
zakupki.gov.ru и в реестре контрактов Казначейства.
Как показало проведенное летом исследование ФАС по 40 госкомпаниям и естественным монополиям из 13 регионов (есть у «Ведомостей»), рекомендации действуют слабо. Документацию о закупках размещает 35% госкомпаний, порядок оценки заявок — лишь 25%, информацию о результатах закупок — 17,5%. И никто не размещает информацию о заключении контрактов и их исполнении. К похожим результатам привело и изучение «Ведомостями» сайтов 15 крупнейших госкомпаний, включенных в список приватизируемых активов до 2013 г. Информации об исполнении контрактов нет ни у одной из них. Данные о всех трех других стадиях есть только у Сбербанка и ВТБ. Тендерная документация опубликована у 10 из 15, порядок оценки заявок — лишь у семи, информация о результатах торгов — у четырех. У названной Юрченко «Роснефти» есть лишь конкурсная документация, а у «Аэрофлота» (его представитель от комментариев отказался) «Ведомостям» без регистрации на электронной площадке не удалось найти ничего, зато по продаваемым подержанным двигателям информация есть.
Закон о правилах закупок для госкомпаний (доля государства — свыше 50%), их «дочек» и госкорпораций принят летом и для федеральных компаний вступает в силу с 2012 г. Он обязывает полностью раскрывать информацию о торгах и положение о закупках (с 1 июля 2012 г. — на портале
zakupki.gov.ru ), но информацию о контрактах можно хранить в тайне. Выпадение хотя бы одного элемента контроля позволяет легко подстраивать итоги тендера.
Закон получился пустым, он фактически подтвердил существующую практику — компании могут торговать по собственным процедурам, считает основатель проекта
Rospil.info Алексей Навальный. Этот закон — шаг вперед, хотя проблемы произвольного отбора победителя торгов и не решает, считает начальник управления ФАС Михаил Евраев, но он покажет, как на самом деле проходят закупки в госкомпаниях и естественных монополиях, привлечет к ним интерес общества и правоохранителей. В итоге через некоторое время государство придет к выводу о необходимости определять процедуры закупок для госкомпаний, полагает он.
По словам Галушки, «Деловая Россия» договорилась с Минэкономразвития (получить комментарии его представителя вчера не удалось) выявлять лучшие практики в госкомпаниях и либо менять закон, либо распространять их через директивы правительства. Например, в «Росатоме» создана апелляционная комиссия для поставщиков, в которой до суда можно оспорить тендер, рассказывает он.
В подготовке статьи участвовали Оксана Гавшина, Елена Мазнева, Олег Сальманов