Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя alegribov : alegribov.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 309488 зарегистрирован более 1 года назад

alegribov

он же Dr.Alban по 31-01-2018
он же Грибов Алексей Александрович по 29-05-2013
он же alegribov по 28-11-2011
настоящее имя:
Алексей Александрович Грибов
Портрет заполнен на 93 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Уровни alegribov на других форумах

                              1                              уровень
популярность:
29455 место -9 ↓
рейтинг 790 ?
Привилегированный пользователь 1 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0
Блог   >  

Минюст переходит в наступление М...

  04.12.2011 в 22:21   475  
Минюст переходит в наступление

Министерство юстиции РФ опубликовало для общественного обсуждения проект Государственной программы "Юстиция". Документ предполагает достаточно существенные нововведения в целом ряде правовых институтов, подконтрольных министерству.

О самом главном

Начнем с двух инициатив Минюста. Им в проекте уделено на удивление немного места, но именно подобные нововведения в теории могут оказать наибольшее воздействие на бизнес и граждан.

Первое, о чем хочется сказать - министерство предлагает осуществить рокировку в вопросе госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. В программе содержится предложение передать указанный функционал от налоговых инспекций к органам юстиции. В свое время "обратная" передача данных полномочий налоговикам обернулась на практике неразберихой и сумятицей. Например, существенной проблемой стала передача данных об уже зарегистрированных лицах в налоговые органы (цена ошибки - ликвидация фирмы).

Про ажиотаж и очереди в помещениях инспекций можно и не говорить. Разумеется, нередки были и случаи путаницы в документах, и т.д. Между тем сейчас очевидно, что для изменения действующего в последние годы порядка нужны очень и очень веские причины. Однако ни одна из них разработчиками документа почему-то не названа.

Вторая инициатива - введение, по сути, монополии адвокатов на многие виды правового сопровождения. Конкретно в программе не указано, о каких именно юридических услугах идет речь. Однако можно предполагать, что в случае одобрения этого предложения речь в первую очередь пойдет о судебном представительстве. Налицо очередной всплеск старой идеи о фактической приватизации некорпоративной юриспруденции юристами, имеющими адвокатский статус.

Нотариат

Разумеется, планируется авторами программы и реформирование нотариата. При этом предлагаемые новеллы фактически дублируют то, что записано в проекте нового федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в РФ", который, к слову, также готовит Минюст.

Во-первых, предлагается окончательно ликвидировать все государственные нотариальные конторы как не приносящие дохода и неэффективные в плане оказания нотариальных услуг.

Во-вторых, по мнению авторов госпрограммы, следует:

- возвратить обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимым имуществом;
- предоставить нотариусу широкие полномочия в сфере оказания юридической помощи (сбор документов, проверка их достоверности, передача документов на регистрацию прав и т.д.);
- признать судебную преюдицию нотариально удостоверенных документов.

Исполнительное производство

Немало изменений, по мысли авторов программы, ждет и систему исполнительного производства. Основная суть — существенное увеличение объема полномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

В частности, судебным приставам предлагается передать такие полномочия, как:

- административное выдворение за пределы РФ;
- конвоирование в суд подследственных;
- обеспечение физической безопасности судей;
- отдельные полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности (к сожалению, авторы не написали, о каких именно полномочиях идет речь).

В программе предлагается установить правило, что любому обращению в ФССП за принудительным взысканием должна предшествовать уплата исполнительского тарифа (например, 3 тыс. руб. для фискальных взысканий). Эта сумма, насколько можно понять авторов, не подлежит возврату (только если за счет должника при успешном исполнении). Эти меры позволяют решить сразу две задачи: «отсечь» малозначительные, но очень трудозатратные дела, и вместе с тем пополнить "казну" ФССП.

Кроме того, для облегчения работы приставов Минюст настаивает на внесении изменений в Уголовный кодекс (УК) РФ. Во-первых, речь идет об установлении ответственности должника за не предоставление судебному приставу декларации об имущественном положении, подача которой, как предполагается, должна затруднить ему уклонение от взыскания.

Во-вторых, к ответственности за неисполнение требований исполнительных документов (статья 315 УК РФ) предлагается привлекать не только чиновников и сотрудников организаций (как это происходит сейчас), но также индивидуальных предпринимателей, арбитражных управляющих и физических лиц.

Наконец, такие возможности ФССП делают, по мнению Минюста, неоправданным существование коллекторов как структуры, работающей фактически параллельно с приставами. В госпрограмме коллекторская деятельность вообще почему-то названа "фактором коррупции". В итоге предлагается ограничить функции коллекторов посредничеством между взыскателем и ФССП.

Уголовно-исполнительная система

Ну и, разумеется, в таком документе невозможно было обойти вопросы системы исполнения наказаний. В рамках этого блока инициатив Минюст предлагает следующие новации:

- замена исправительных колоний тюрьмами;
- зачет заключения в СИЗО в срок лишения свободы по повышенным коэффициентам;
- замена целого ряда мер процессуального принуждения (включая заключение под стражу) на формы контроля с применением новейших технических средств (видеонаблюдение, электронные браслеты и проч.);
- создание службы пробации для облегчения социальной адаптации освобождающихся заключенных.

Заключение

Следует признать, что в случае принятия в полном объеме программа может существенно изменить "юридический ландшафт" страны, поскольку содержит немало предложений, вносящих значимые изменения в правоприменительную практику. Однако при этом нельзя не отметить, что большинство этих инициатив носят контурный, проще говоря, весьма расплывчатый характер. Очевидно, что в ходе их уточнения возникнут новые вопросы. И вряд ли на все из них министерство сумеет подготовить такие ответы, которые позволят согласиться со всем текстом программы.

В то же время, Минюст – достаточно влиятельное ведомство, и вряд ли позволит себе выпускать столь объемный документ (309 страниц), не продумав его как следует. А это значит, многое из предложенного в программе вскоре может стать реальностью.

Косвенное подтверждение: утверждение Госдумой на текущей неделе сразу в двух чтениях закона, расширяющего права судебных приставов при поиске должников. В частности, в случае принятия данного документа приставы смогут на законных основаниях задерживать скрывающихся от суда или следствия лиц для передачи их полиции, а также получат возможность привлекать к поискам должников частных детективов.

Раньше полномочия по поиску должника принадлежали МВД, однако после принятия закона "О полиции" они ей переданы не были. И еще одна маленькая деталь: о вероятном расширении полномочий ФССП министр юстиции Александр Коновалов говорит уже не первый год.

Таким образом, пока получается, что его инициативы потихоньку начинают воплощаться в жизнь даже безо всякой госпрограммы.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ

rapsinews.ru/legislation_publication/20111124/257615631.html