Надзорные органы продолжают мешать российскому бизнесу
Минэкономразвития опубликовало второй ежегодный доклад о региональном контроле. Ведомство оценивает, снизилось ли административное давление на бизнес после вступления в 2009 г. в силу закона о защите юрлиц и предпринимателей при госконтроле. По нему плановая проверка возможна раз в три года, свои визиты контролеры обязаны согласовывать с прокуратурой, все проверки одного юрлица не могут длиться более 70 часов в год.
На региональном уровне работают 19 965 инспекторов, отмечается в докладе, в 2010 г. они провели 305 554 проверки, выявив 350 624 нарушения в 151 040 случаях. Инспекторы наложили штрафы на 1,9 млрд руб. Средние расходы на проверку — 5000-15 000 руб.
Формально у регионов 36 контрольно-надзорных полномочий — например, экологический, строительный и ветеринарный надзор, они следят за ростом коммунальных тарифов, разработкой недр не федерального значения. Но на практике региональный надзор гораздо шире, признает Минэкономразвития. Например, власти Санкт-Петербурга по принятому ими закону могут требовать от предпринимателей, перевозящих туристов по Неве, уведомления о маршруте и возможных остановках, хотя деятельность перевозчиков лицензируется на федеральном уровне и дополнительные требования не допускаются. Незаконным в Минэкономразвития считают и контроль регионов за торговлей — это полномочия Роспотребнадзора.
Противозаконны требования инспекторов оборудовать помещения инфраструктурой для инвалидов и выделять для них специальные места на автомобильных стоянках, если предприятие не участвует в специальной программе (по ней могут предоставляться различные, в том числе налоговые, льготы), сказано в докладе. Впрочем, Минэкономразвития предлагает правительству «легализовать» этот вид контроля, так как он вытекает из КоАПа. Также следует узаконить контроль регионов за производством и продажей кассовых аппаратов, за эксплуатацией аттракционов, уверены в ведомстве.
Из-за того что в законе компетенция федерального центра и регионов может быть прописана нечетко, предпринимателей проверяют несколько раз по одинаковым поводам. Яркий пример — ветеринарный надзор, отмечают в Минэкономразвития: за него отвечает как Россельхознадзор и его территориальные отделения, так и специальные региональные ведомства вместе с их учреждениями. В Московской области, например, одновременно работают управление Россельхознадзора и областное министерство сельского хозяйства. Аналогичная ситуация с ветеринарией в Астраханской и Магаданской областях, Краснодарском и Камчатском краях, Чувашской Республике.
Иногда дублирование контроля напрямую предусмотрено федеральными законами, сетуют в Минэкономразвития. Например, по закону «Об электроэнергетике» реализацию территориальными сетевыми компаниями инвестпрограмм контролируют как регионы, так и Минэнерго. А за соблюдением правил торговли алкоголем следят и региональные, и муниципальные власти. Нужно корректировать федеральное законодательство и заставить регионы активнее принимать административные регламенты, делает вывод Минэкономразвития.
Законодательство нужно «чистить и чистить», но количество проверок с 2009 г. сильно сократилось, отмечает президент «Опоры России» Сергей Борисов: «Опросы показывают, что одна из проблем — административные барьеры скатились с 1-го на 6-7-е место». На региональный и муниципальный уровни нужно передавать больше надзорных полномочий, считает он: федеральные инспекторы чаще допускают нарушения. Пока предприниматели не жаловались в Агентство стратегических инициатив (АСИ) на дублирование надзора на региональном и федеральном уровнях, отмечает директор направления АСИ «Новый бизнес» Артем Аветисян: «Но если станет понятно, что проблема системная, будем анализировать законодательство». Устранением административных барьеров займутся советы по привлечению инвестиций, которые создаются в регионах по инициативе АСИ, обещает он.
www.vedomosti.ru/politics/news/1443213/kontroler_prihodit_dvazhdy