Заботу Медведева о военных посчитали слишком дорогой для страны
Эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., представили в правительство итоговый доклад (копия есть у «Ведомостей»). Ведомства обсуждают документ, пишут замечания, в правительстве его обсудят в конце этого или в начале следующего года, говорит сотрудник аппарата Белого дома, многие предложения станут основой для реформ следующего президента. Сейчас это «самая профессиональная программа, которая есть в России, нет сомнений, что она пойдет в работу», комментирует член правительства.
Доклад писали год. Перед новым, 2011 годом премьер Владимир Путин приехал на встречу с преподавателями Высшей школы экономики (ВШЭ), тогда и родилась идея подготовить платформу реформ для нового электорального цикла, вспоминает участник той встречи. ВШЭ и Академия народного хозяйства тут же подключились к работе по корректировке стратегии-2020. Была создана 21 группа, куда вошли представители почти всех российских научных школ и исследовательских центров.
В итоговом докладе эксперты настаивают на кардинальном изменении экономической модели. Политика президента и правительства сейчас несостоятельна, следует из доклада: страна не может жить исключительно за счет экспорта сырья, роль государства в экономике гипертрофирована, рыночные стимулы искажены и подавлены, доминируют рентоориентированные и иждивенческие установки.
Стратегия «Новая модель роста — новая социальная политика» предлагает маневр, который позволит задействовать новые механизмы развития. Эксперты предлагают сделать ставку на развитие человеческого капитала, на креативный класс профессионалов (инженеров, ученых, учителей, юристов). России нужен не просто экономический рост, а качественный и с темпами не менее 5% в год, говорится в докладе (по прогнозу Минэкономразвития на 2012-2014 гг. — 3,7,4 и 4,6% соответственно).
Изменения потребуют «расходного маневра» — частичной смены бюджетных приоритетов. Ежегодно до 2020 г. расходы на приоритетные направления должны расти на 4% ВВП (около 2 трлн руб.). Половину этой суммы должно принести сокращение других расходов.
Претендент № 1 на секвестр — расходы на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Эти траты эксперты советуют сокращать на 0,9% ВВП в год. Исполнение поручения Медведева перевооружить армию за 20 трлн руб. за 10 лет увеличивает расходы на оборону до 5,5% ВВП. В 2010 г. было 2,8%. Направления, которые сейчас финансируются опережающими темпами, не только разбалансируют бюджетную систему, но и создают перекос в структуре экономики, пишут эксперты.
Указывают эксперты и источники финансирования дополнительных расходов в 2% ВВП в год. Одним из них могло бы стать повышение акцизов на бензин или другого вида транспортного налога, размышляет ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Есть большой недостаток: эта мера крайне непопулярна у активной части населения, еще больше, чем повышение пенсионного возраста». Два других источника — повышение акцизов на табачную продукцию, крепкий алкоголь и иные товары, наносящие вред здоровью (см. статью на этой же странице), и увеличение масштабов приватизации с 0,5 до 0,7-1% ВВП в год, включая субфедеральный уровень.
Тратить эксперты советуют на дороги, образование и медицину. На ремонт и содержание автомобильных дорог — минимум 1 трлн руб. в год (в текущих ценах), еще около 500 млрд — на строительство новых. По проекту госпрограммы «Развитие транспортной системы до 2019 г.» за восемь лет федеральный бюджет израсходует на транспорт 7,1 трлн руб. Эксперты указывают, где есть резерв: борьба с коррупцией позволит на 15-20% снизить стоимость работ.
Расходы на образование должны вырасти на 0,15% ВВП к 2014 г. и на 1,3% ВВП к 2020 г. Если оптимизировать структуру профессионального образования, то потребность экономики в импорте рабочей силы снизится в 1,5-2 раза, пишут эксперты. Но чтобы инвестиции в образование сработали, надо прекратить комплектовать армию по призыву. Эксперты называют это важным условием: мера позволит сократить спрос на программы высшего образования в пользу среднего профессионального минимум на 20-25%. На третьем месте по росту финансирования — здравоохранение: на 1% ВВП в 2014-2020 гг.
Ежегодный рост расходов на 2% ВВП нереален даже при частичном сокращении расходов на оборону, отмечает другой сотрудник аппарата правительства. Доходы от приватизации из-за волатильности на рынках прогнозировать трудно, а полностью переложить на регионы и собственников квартир траты на ЖКХ невозможно, рассуждает он. Расходы на реализацию стратегии и источники дополнительных доходов будут пересмотрены, уверен чиновник.
www.vedomosti.ru/politics/news/1448040/oshibka_medvedeva