Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя alegribov : alegribov.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 309488 зарегистрирован более 1 года назад

alegribov

он же Dr.Alban по 31-01-2018
он же Грибов Алексей Александрович по 29-05-2013
он же alegribov по 28-11-2011
настоящее имя:
Алексей Александрович Грибов
Портрет заполнен на 93 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Уровни alegribov на других форумах

                              1                              уровень
популярность:
29455 место -9 ↓
рейтинг 790 ?
Привилегированный пользователь 1 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 0
Блог   >  

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В...

  04.06.2013 в 09:04   616  
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЖИМА ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ БАНКРОТСТВ 2 (продолжение)


/"Арбитражный и гражданский процесс", 2011, N 2/

Sobina L.Yu . International-law tendencies in the sphere of formation of regime of recognition of foreign bankruptcies.

Статья посвящена рассмотрению международно-правовых тенденций формирования режимов признания иностранных банкротств и перспектив развития порядка признания иностранных банкротств в России. На основе проанализированного обширного материала (актов международно-правового регулирования вопросов трансграничной несостоятельности и законодательства зарубежных стран) автор приходит к выводу о закрытости российского режима признания иностранных банкротств и необходимости его модификации.

Ключевые слова: трансграничная несостоятельность (трансграничные банкротства), признание иностранных банкротств, территориализм, универсализм, режим конвенциональной экзекватуры, режим автоматического признания.

The article is devoted to consideration of international-law tendencies of formation of regimes of recognition of foreign bankruptcies and perspectives of development of the procedure of recognition of foreign bankruptcies in Russia. On the basis of analyzed extensive material (acts of international-law regulation of the issues of trans-boundary insolvency and legislation of foreign countries) the author makes a conclusion on closed nature of the Russian regime of recognition of foreign bankruptcies and the necessity of modification thereof.

Key words: trans-boundary insolvency (trans-boundary bankruptcies), recognition of foreign bankruptcies, territoriality, universality, regime of conventional exequatur, regime of automatic recognition.

Практически все существующие в настоящее время международные инструменты в области регулирования трансграничной несостоятельности основываются на принципе автоматического признания иностранных банкротств.
1. Регламент ЕС "О процедурах несостоятельности" N 1346/2000 (далее - Регламент) <1> вводит режим автоматического признания решений об открытии процедур банкротства, решений, выносимых в ходе такого производства, решений, которыми производство по делу прекращается, а также решений, непосредственно связанных с производством по делу о банкротстве, отрытом в рамках государств - членов ЕС (п. 22 Преамбулы, Глава II "Признание процедур банкротства").
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 1346/2000 of 29.05.2000 "On insolvency proceedings". Вступил в силу с 31 мая 2002 г.

В соответствии с Регламентом последствия, которые связываются правом государства по месту возбуждения с производства, действуют во всех остальных государствах-членах, поскольку признание решений судов государств - членов ЕС основывается на принципе взаимного доверия (principle of mutual trust).
Так, решение суда об открытии процедуры банкротства, вынесенное компетентным судом государства - члена ЕС, должно признаваться в других государствах-членах с того момента, как оно стало исполнимым в государстве, открывшем такую процедуру (ст. 16). Признание решения об открытии иностранной процедуры банкротства означает наступление в любом государстве - члене ЕС тех же правовых последствий, что наступили бы в принявшем такое решение государстве, без каких-либо формальностей, если иное не предусмотрено Регламентом или не открыто неосновное производство по делу о банкротстве в другом государстве-члене (ст. 17). При этом признание иностранного производства предполагает некоторые ретроактивные последствия, например, кредитор, который получил удовлетворение после открытия основного иностранного производства, должен вернуть все полученное ликвидатору (ст. 20).
Регламент предусматривает механизм принуждения к соблюдению принципа взаимного признания - обязанность признания, которая была разъяснена Европейским судом Справедливости в деле MG Probud Gdynia sp.z.o.o. <2>, где суд истолковал правила Регламента о признании иностранных банкротств (ст. ст. 3, 4, 16, 17 и 25).
--------------------------------
<2> Judgment of the Court of Justice of the European Union. Luxembourg, 21 January 2010, Case C-444/07.

Фабула дела такова. 9 июня 2005 г. польский суд вынес определение о возбуждении производства по делу о несостоятельности в отношении компании MG Probud, зарегистрированной в Польше и ведущей деятельность в Германии. 11 июня 2005 г. по ходатайству немецкой таможни немецкий суд арестовал счета отделения компании, находящегося в Германии, и приостановил процессы по требованиям отделения к немецким компаниям-контрагентам. Апелляционная жалоба компании была отклонена на основании того, что присутствовал риск передачи немецкого имущества должника в польское производство по делу о банкротстве.
Таким образом, в деле возник вопрос о том, являются ли действия немецкой таможни и суда в отношении должника правомерными, если в другом государстве в отношении его было открыто дело о банкротстве? Европейский суд Справедливости (далее - Суд) разъяснил, что только возбуждение вторичного (дополнительного) производства по делу о банкротстве способно ограничить универсальный эффект основного производства по делу о банкротстве (п. п. 22 - 27). Суд также указал, что страны ЕС отказались от внутренних правил признания иностранных банкротств во имя создания единого механизма признания и приведения в исполнение судебных решений, вынесенных в рамках процедур банкротства (п. 29).
Суд решил, что судьба имущества должника должна решаться на основании польского права, поскольку основное производство по делу о банкротстве было возбуждено в Польше (п. 43). Учитывая, что по праву Польши запрещено осуществлять принудительные меры в отношении имущества несостоятельного должника, органы Германии не могли арестовывать счета компании и осуществлять иные действия в отношении немецких активов (п. 44). Суд также указал, что решение об открытии процедуры банкротства в Польше автоматически должно было быть признано в других государствах-членах без всяких формальностей и должно было произвести в этих государствах тот же эффект, какой имеет в Польше (п. 45).
Суд пояснил: после того как в одном государстве-члене было открыто основное производство по делу о банкротстве, компетентные органы другого государства-члена, в котором не возбуждено дополнительное производство, обязаны признавать и приводить в исполнение все решения, относящиеся к основному производству (с возможностью отказа на основании ст. 25(3) и 26 Регламента), и не могут осуществлять меры принуждения и исполнения в отношении расположенного в этом государстве имущества должника (если только это не допускается правом государства, суд которого открыл основное производство).
2. Режим автоматического признания предусмотрен и иным актом наднационального регулирования - Унифицированным актом ОХАДА "Об организации коллективных процедур ликвидации" 1998 г. (далее - Унифицированный акт) <3>. Согласно ст. 247 названного акта вступившие в силу на территории одного из Договаривающихся Государств решения о возбуждении или прекращении производства по делу о банкротстве, так же как и решения по спорам, связанным с делом о банкротстве, и решения, на которые дело о банкротстве оказало влияние, являются res judicata в остальных Договаривающихся Государствах. Признание согласно Унифицированному акту является обязательным и осуществляется автоматически без каких-либо дополнительных формальностей. Также автоматически признаются полномочия иностранного управляющего. Согласно ст. 249 управляющий, назначенный компетентным судом, осуществляет все свои полномочия в других Договаривающихся Государствах, если на территории признающего государства не инициировано дополнительное производство. Для этого ему достаточно предъявить удостоверенную копию решения, которым он назначен в качестве управляющего.
--------------------------------
<3> Uniform Act Organizing Collective Proceedings for Wiping off Debts. Вступил в силу в 1 января 1999 г.

"Тестовым делом" о трансграничной несостоятельности на Африканском континенте, разрешение которого стало возможным благодаря существованию Унифицированного акта, является дело "Air Afrique".
В 2002 г. международная авиакомпания Air Afrique, активы которой принадлежали 11 африканским странам (Бенин, Буркина-Фасо, Центральная Африканская Республика, Чад, Конго, Кот д'Ивуар, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал, Того), подала заявление о банкротстве в суд Абиджана (по месту осуществления руководства деятельностью компании), который вскоре вынес решение о ее ликвидации. На основе ст. 247 Унифицированного акта это решение стало обязательным во всех государствах, где Air Afrique имело предприятия, и на территориях которых впоследствии были открыты ликвидационные производства в отношении имущества авиакомпании, расположенного на их территориях.
3. Скандинавская конвенция по вопросам банкротства 1933 г. (Nordic Bankruptcy Convention) (далее - Конвенция) <4> также устанавливает режим автоматического признания банкротств, инициированных в судах договаривающихся стран. Согласно ст. 1 Конвенции решения по делам о банкротстве признаются немедленно и автоматически с момента вынесения их в договаривающемся государстве, и для этого не требуется каких-либо формальностей или выдачи экзекватуры.
--------------------------------
<4> Была заключена 7 ноября 1933 г. в Копенгагене между Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией и Исландией.

Таким образом, решение, вынесенное в одном государстве - члене конвенции, имеет силу на территории остальных скандинавских стран с момента его вынесения, а имущество, находящееся в одной из договаривающихся стран, может быть включено в конкурсную массу иного договаривающегося государства <5>.
--------------------------------
<5> Parment C.H. The Nordic Bankruptcy Convention - An Introduction // International Insolvency Institute, 2004. P. 4.

4. Действие режима автоматического признания было закреплено и некоторыми актами soft law. Например, Принципами сотрудничества по делам о банкротстве между странами НАФТА и Руководством по вопросам судебного сотрудничества в ситуации трансграничной несостоятельности <6>. Так, согласно названным актам банкротство, инициированное в одном государстве, и его последствия признаются на территории других государств - членов НАФТА (item A, general principle II, section III; topic B, subtopic 1, section IV). При этом признание должно быть настолько быстрым, насколько это возможно, и не должно быть обусловлено формальностями (item B, general principle II, section III). Предполагается, что признание является автоматическим, т.е. следует за предъявлением документов, свидетельствующих об открытии производства в стране - члене НАФТА.
--------------------------------
<6> Principles of Cooperation in Transnational Insolvency Cases Among the members of the North American Free Trade Agreement; Guidelines Applicable to Court-to-Court Communications in Cross-Border Cases, CoCo Principles. Действие Принципов и Руководства было проверено в нескольких трансграничных процессах по делам о банкротстве, открытых в странах НАФТА (Matlack case (2001), PSI Net case (2001), Systech Retail Systems Corp. case (2003), Androscoggin Energy LLC case (2005)).

Последствием признания согласно Принципам сотрудничества по делам о банкротстве в странах НАФТА является мораторий (automatic stay), запрещающий любые процессуальные действия в отношении имущества со стороны кредиторов и любые распорядительные действия со стороны должника. А признание иностранного управляющего означает его допуск к использованию всех законных методов получения информации, которые доступны местным кредиторам и управляющим. Кроме того, он может перебрасывать активы должника из одной юрисдикции в другую.
5. Также Принципы и рекомендации по созданию эффективной системы несостоятельности и защиты прав кредиторов, разработанные Всемирным банком (далее - Принципы) <7>, основаны на концепции автоматического признания иностранных банкротств. В частности, Принципы отмечают, что законодательство о несостоятельности должно предусматривать следующие правила признания (принцип 24): (а) иностранные управляющие должны иметь прямой доступ в суды и иные органы государства, открывшего процедуру банкротства; (б) четкую и быструю процедуру признания иностранного банкротства в соответствии с международно-признанными стандартами юрисдикции; (в) возможность моратория или остановки производств в максимально короткие сроки в каждой юрисдикции, где должник имеет активы; (г) нормы, основанные на принципах равенства всех кредиторов и недискриминации иностранных кредиторов; (д) правила судебного сотрудничества по делам о трансграничной несостоятельности, основными целями которых должны являться защита прав кредиторов и должника, увеличение стоимости активов должника и их справедливое распределение.
--------------------------------
<7> Principles and Guidelines for Effective Insolvency and Creditor Rights Systems, опубликованные Всемирным банком в апреле 2001 года.

6. Еще один рекомендательный акт - Конкордат о трансграничной несостоятельности, разработанный Комитетом J Секции Коммерческого права Международной ассоциации юристов (далее - Конкордат) <8> - исходит из принципа автоматического признания иностранных банкротств как основополагающего звена механизма регулирования трансграничной несостоятельности. Конкордат ограничивает действие принципа автоматического признания признанием основной процедуры банкротства, в то время как для признания полномочий иностранных управляющих в деле о банкротстве может быть использована процедура выдачи экзекватуры или иная подобная ей процедура (принцип 3А).
--------------------------------
<8> International Bar Association, Committee J Cross-Border Insolvency Concordat, Sept. 17, 1995.

Итак, рассмотренные выше международно-правовые акты, регулирующие вопросы трансграничной несостоятельности, позволяют выявить две сущностные черты режима автоматического признания иностранных банкротств:
1) названный режим заключается в распространении действия иностранных судебных актов, вынесенных по делам о банкротстве, на территории других государств без проведения специальных судебных или иных официальных процедур признания (т.е. признание происходит ipso jure);
2) последствиями признания, как и при проведении ретроактивных процедур признания, является введение моратория на индивидуальные действия должника и кредиторов.
Таким образом, названный режим берет все лучшее от режима признания иностранных банкротств, требующего проведения специальных процедур, допуская введение моратория, но отказывается при этом от проведения процедур признания. Тем самым режим автоматического признания позволяет избежать недостатков режима признания, при котором во всех случаях требуется проведение сложных, длительных и подчас дорогостоящих национальных процедур "легализации" иностранного банкротства. Вместе с тем автоматическое признание не означает, что иностранные банкротства признаются на безусловной основе, а признающий правопорядок допускает на своей территории действие всех без исключения иностранных банкротств, не предъявляя к ним никаких требований. Определенный заслон из необходимого минимума требований всегда остается, чтобы не допускать проникновение в правопорядок несправедливых и незаконных актов иностранной юстиции. Иностранные банкротства, отвечающие определенным требованиям правопорядка или международного акта, должны действовать на территории этого правопорядка или стран - участниц международного акта. При этом акты иностранного суда принимаются во внимание и проверяются на соответствие необходимым условиям в каждом конкретном случае тем органом или должностным лицом, которые сталкиваются с необходимостью учета открытия иностранной процедуры банкротства или содержания иностранного судебного акта, вынесенного в деле о банкротстве, или в которое обращается иностранный управляющий в деле о банкротстве, иностранный кредитор или должник.
Вместе с тем проведение судебной или иной формальной процедуры в некоторых случаях может потребоваться, например, при наличии возражений со стороны местных кредиторов, иных заинтересованных лиц или при необходимости принудительного исполнения, вопрос о признании может стать предметом самостоятельного рассмотрения в суде с вынесением самостоятельного акта о признании. Иностранные правопорядки, использующие режим автоматического признания иностранных банкротств, подтверждают эту мысль. Например, по праву Германии автоматическое признание иностранного судебного решения по делу о банкротстве не ведет к автоматическому приведению его в исполнение. Для этого требуется решение немецкого суда. И только после вынесения такого решения иностранный управляющий обладает правом на принудительное исполнение мер, предусмотренных иностранным судебным решением по делу о банкротстве (§ 353 Положения о несостоятельности Германии). Также в Бельгии, где иностранные решения по делам о банкротстве, вынесенные в иных юрисдикциях, признаются "de plano" (без судебной процедуры) <9>, при оспаривании полномочий иностранного управляющего по делу о банкротстве или в случае, когда для их реализации требуется принудительное исполнение, установлено правило об обязательном обращении в коммерческий суд с тем, чтобы тот признал иностранное банкротство (ст. 22, § 1, ст. 121, § 1 Кодекса международного частного права Бельгии).
--------------------------------
<9> Dirix E., Sagaert V. Cross-border insolvency in Belgian Private International Law // Int. Insolv. Rev., Vol. 15: 57 - 69 (2006). P. 57 - 69.

Таким образом, режим автоматического признания представляет собой весьма сбалансированный инструмент, поскольку позволяет избавиться от недостатков проведения процедур признания по каждому случаю и одновременно дает возможность проведения таких процедур при объективной необходимости.
Одновременно стоит отметить, что попытки введения такого режима в России могут породить жестокие споры, в силу того что российский режим признания иностранных банкротств является более закрытым, чем этого требует принцип автоматического признания, требует проведения специальных процедур признания и основан на иных принципах (принципе конвенциональной экзекватуры, при котором иностранные банкротства не признаются в отсутствие международного договора, и принципе взаимности <10>). Между тем эта проблема достойна обсуждения хотя бы потому, что стремление к упрощению или исключению процедур признания посредством установления режима автоматического признания иностранных банкротств в настоящее время является основной международно-правовой тенденцией в данной области.
--------------------------------
<10> Пункт 6 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.